Сельскохозяйственный рынок Китая
Спрос на импортные продукты быстро растет в Китае в связи с возросшими доходами, глобальной урбанизацией страны, более тщательным подходом к качеству пищи и безопасности здоровья потребителей. Об этом сообщается в опубликованных результатах исследований, проведенных американской комиссией по международной торговле «Сельскохозяйственная торговля Китая. Конкурентоспособные условия и воздействия на экспорт США». Комиссия по международной торговле США (USITC) – независимое, ознакомительное федеральное агентство.
Американские фермеры и производители продуктов питания извлекают значительную выгоду из возросшего импорта Китая на некоторые очень важные продукты питания. Но остаются экспортные ограничения, обусловленные тарифами, долей тарифной нормы, нетарифными мерами. Эти меры существенно ограничивают выход определенной американской сельскохозяйственной продукции выйти на китайский рынок. Низкая стоимость рабочей силы, правительственная поддержка и торговая политика увеличивает конкурентоспособность китайской сельскохозяйственной продукции, в то время как другие факторы, такие как система землевладения и фрагментированная инфраструктура транспортировки и сохранения ослабляют сельскохозяйственную политику.
Основные моменты доклада следующие. Сельскохозяйственные торговые отношения между США и Китаем значительно возросли в последние годы. Китай является крупнейшим производителем и потребителей сельскохозяйственной продукции в мире, а США – крупнейшим поставщиком сельскохозяйственной продукции в Китай, составляя 26 процентов из всего импорта США в 2010 году. В 2010 году Китай стал и вторым по величине покупателем у США после Канады, среди импортируемых товаров 14 процентов приходиться на сельскохозяйственную продукцию.
Китайский экспорт сельскохозяйственной продукции со стран всего мира вырастал на 23 процента ежегодно в течение 2005-2010 годов. Импорт страны, в том числе и из США, акцентирует на узкий диапазон продукции, примерно половина приходится на сою и хлопок. Экспорт Китая сосредоточен на садовых культурах, требующих трудоемких затрат и продаваемых на региональные рынки.
Сельское хозяйство Китая составляет 11 процентов валового внутреннего продукта, на производстве задействовано чуть менее половины населения страны. Являясь основным глобальным производителем сельскохозяйственной продукции Китай в значительной степени самостоятелен, за исключением нескольких ключевых для Китая продуктов.
Поддержка правительством сельскохозяйственного сектора существенно выросла с 2004 года и определяется основными целями политики страны. Самообеспеченность зерновыми культурами, повышение доходов фермеров, содействие развитию сельских районов.