Ждет ли человечество мировой голод?
Перед лицом сегодняшней пышно разрастающейся проблемы потерять разнообразие семян. А потребности постоянно увеличивать производство пищевых продуктов провоцирует «охотниками» за семенами обыскивать все мировые рынки в надежде повстречаться с каким-нибудь из вариантов пшеницы, риса, ячменя, чечевицы или нута.
Продовольственная проблема, имеющая отношения к исчезновению многих видов, остается как нельзя актуальной. В США исчезли 90 процентов исторических фруктов и овощей. На Филиппинах было зарегистрированы тысячи вариантов риса, которые сократились к нескольким сотням. В Китае потеряно, возможно, 90 вариантов пшеницы. Все это потерянное разнообразие являлось результатом 10 000 лет культивирования.
Без разнообразия в природе меняется климат, растения заболевают, что как следствие отражается на животных и людях, употребляющих в пищу растительные продукты. Как пример, можно привести ужасное явление в истории человечества – Ирландский голод. В 1845 году причиной неурожая картофеля стали споры Phytophthora infestans, вызвавшие бурую фитофторозную гниль (фитофтороз). Неурожай 1845 года был только первым этапом в череде неурожайных лет и массовому голоду, от которого погибло очень много людей.
Потеря продовольственного разнообразия в современные времена началась с 1944 года, когда фитопатологами развили гибрид пшеницы, устойчивой к стеблевой ржавчине. Гибрид, который в Индии и Пакистане помог повысить урожаи и предотвратить голод. Успех новой пшеницы положило начало промышленному развитию монокультуры и уверенности в ограниченных вариантах семени.
Но сегодня, более чем половина столетия спустя – ещё более ядовитая «стеблевая ржавчина» под названием UG99 угрожает пшенице в Пакистане, Афганистане, Китае, Индии. Как говорят эксперты – это абсолютная смена игры и для патогены нет никаких преград. Необходимо в качестве потенциальной преграды против голодания найти семена или бобы, не имеет значения. Специалисты посещают самые отдаленные уголки земли, отбирают семена, в надежде восстановить семена, которые были известны в прошлом.
Собранные экземпляры отправляют во Всемирный банк семян на Шпицбергена и Павловский банк семян, где семена охраняются, на случай стихийных бедствий, террористических актов, ядерной воны, глобального потепления.
Но нет никаких гарантий! В Ираке за прошедшие годы была уничтожена уникальная коллекция чечевицы, ржи, ячменя и других семян. В Афганистане имелся свой банк семян, также потерянный навсегда. В Перу у Национального сельскохозяйственного института была изъята коллекция батата. Станция Павловска находится под угрозой исчезновения, банк семян в Ардингли (Англия) перестал получать финансовую помощь из-за текущего экономического кризиса.
Но охотники за семена не теряют оптимизма, продолжая свои путешествия, как их кумир Николай Вавилов. Николай Иванович Вавилов организовывал и участвовал в экспедициях по всему миру, кроме Австралии и Антарктиды, собирал дикие семена, в надежде сохранить генетическое разнообразие для будущего спасения человечества.