Заводская изоляция стальных труб на российских предприятиях.
В настоящее время на территории Российской Федерации при вводе в эксплуатацию нефтегазовых трубопроводов используют, как правило, трубы, имеющие наружное заводское покрытие.
Оно всегда является полиэтиленовым. Если сравнить такие трубы и изоляцией, которая используется при строительстве трасс, то становится очевидным тот факт, что заводская изоляция ускоряет процессы строительства трубопроводов, а также, что немало важно, увеличивает эффективность защиты против коррозии. В процессе производства может потребоваться оборудования для резки труб.
Если сделать экскурс в историю, то станет ясно, что сначала использовались порошковые полиэтиленовые композиции. Их наносили на трубы, которые были заранее очищены и нагреты до определенной температуры. Нанесение этих композиций происходило способом напыления порошка при созданном электростатическом поле.
Но полиэтиленовые покрытия, нанесенные в один слой, не стали повсеместно использовать, так как они обладали низким уровнем устойчивости к внешним воздействиям, прежде всего, воздействиям воды. Они также не могли противостоять и катодным отслаиваниям.
Стоит добавить, что если наносит полиэтиленовое покрытие в один слой, то может возникнуть проблема , связанная с нанесением изоляционного материала в один слой. Причем изоляция должна была выполняться полиэтиленом. А этого нельзя достигнуть без определенных помех. В это же время, если использовать покрытие в несколько слоев, то можно выбрать оптимально подходящие для этого случая материалы.
Материалы, которые используются для покрытия, должны обладать определенными свойствами, должны сочетаться друг с другом и образовывать при этом единую систему. Такая система получила название «сэндвич». Именно благодаря ей и можно будет оптимизировать всю систему покрытия труб в целях их защиты.
Важным этапом в развитии заводской изоляции стал экструзивно – рукавный способ нанесения покрытия из полиэтилена на трубы с использованием адгезива в качестве клеевого слоя. Для такого слоя использовались сначала битумно – мастичные материалы. Например, это могли быть композиции из каучука и битума или же асфальтовые композиции.
Наружный слой представлял собой полиэтилен, причем он был термосетостабилизированным. У такого слоя, разумеется, были некоторые недостатки, как то: битумные мастики становились хрупкими, как только температура воздуха значительно понижалась или же повышалась. Поэтому возникла необходимость использования новых материалов.
Именно тогда немецкая компания BASF разработала новый материал – сополимер, в основе которого был этилен и эфир акриловой кислоты. В результате использования данного материала был получен двухслойное, экструдированное покрытие, имеющее твердый адгезив. Именно такая технология используется часто и сегодня.